Основные потребности ребенка
|
|
«Ребенок с большой буквы» не существует: существует личность, переживающая пору своего детства, личность, которая, по сути, уже есть то, чем будет всегда.
Франсуаза Дольто «На стороне ребенка»
|
Потребность в любви
Потребность в любви – базовое условие развития личности ребенка. Испытывая эту потребность – мать и ребенок устанавливают отношения привязанности, которые будут отражать весь дальнейший способ общения личности с окружающим миром. Для того, что бы научиться проявлять любовь к другим, строить отношения, ребенку нужно познать и испытать любовь родителей на себе. Таким образом он понимает, что с ним все в порядке, он заслуживает уважения и достоин хорошего отношения к себе.
|
Потребность в принадлежности
Ребенку необходимо ощущать себя частью своей семьи и рода. Ребенок стремиться узнать свою историю и понять родственные связи. Понимание своей принадлежности дает чувство уверенности и ощущение надежности этого мира. Дети очень привязаны к своему месту проживания, двору, детскому саду, игрушкам – всему тому, что делает их жизнь стабильной.
|
Потребность в принятии
Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Безусловное принятие создает пространство отношений матери и ребенка, в котором у них появляется возможность со-настройки – возможности сообщать о своих потребностях (со стороны ребенка) и удовлетворять их (со стороны матери). У маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне - он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Безусловное принятие ребенка является залогом его будущей адекватной самооценки, способности адаптироваться в коллективе, познавать новое.
|
Потребность в безопасности
Ребенок нуждается в защите от боли, гнева, страха, опасности. Удовлетворенная потребность в безопасности формирует доверие ребенка к миру и другому человеку. Правила – они устанавливают границы дозволенного, задают жизненные ориентиры, делают понятным мир и отношения ребенка в нем, помогают адаптироваться и чувствовать себя в безопасности.
|
Удовлетворение базовых потребностей дарит ощущение стабильности и эмоционального комфорта, что в свою очередь позволяет ребенку начать решать психологические задачи следующего возрастного этапа
У ребенка развивается способность к осваиванию нового материала, хорошо протекает адаптация к новым условиям, он адекватно отстаивает свои границы. Проявляется творческая активность, равномерно развиваются познавательные процессы. Он безболезненно следует правилам и не теряет уважение к себе и другим. Заводит друзей, находит увлечения. Мы наблюдаем гармоничное развитие личности ребенка.
|
Чтобы расти и развиваться ребенку нужен взрослый
|
Психологические задачи подросткового возраста
Отделиться от родителей, почувствовать свою автономность, а значит приобрести способность опираться только на себя и нести ответственность за свои действия. Обрести свою идентичность, понять, кто ты, какими качествами обладаешь, к чему у тебя способности, в какую сторону ты хочешь развиваться. Разобраться в отношениях, как мужчины и женщины общаются между собой, осознать свой собственный способ. Что такое любовь и как строить отношения.
|
Как поощрить самостоятельность
Позвольте детям делать выбор. Показывайте уважение к усилиям ребенка. Не задавайте слишком много вопросов. Не спешите отвечать на вопросы и делать за ребенка то, что он может сам. Предложите ребенку искать источники информации самостоятельно и потом обсуждайте. Не лишайте ребенка надежды на благополучный исход.
|
Полезная литература
- А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, что бы дети слушали, и как слушать, что бы дети говорили». «Как говорить с детьми, чтобы они учились».
- Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».
- С. Ройз «Волшебная палочка для родителей»
- С. Бидалфф «Воспитывать мальчишек. Как?»
- Ф. Дольто «На стороне ребенка». «На стороне подростка»
|