Основные потребности ребенка

«Ребенок с большой буквы» не существует:
существует личность, переживающая пору своего детства, личность, которая, по сути, уже есть то, чем будет всегда.

Франсуаза Дольто «На стороне ребенка»

ch1

Потребность в любви

Потребность в любви – базовое условие развития личности ребенка. Испытывая эту потребность – мать и ребенок устанавливают отношения привязанности, которые будут отражать весь дальнейший способ общения личности с окружающим миром. Для того, что бы научиться проявлять любовь к другим, строить отношения, ребенку нужно познать и испытать любовь родителей на себе. Таким образом он понимает, что  с ним все в порядке, он заслуживает уважения и достоин хорошего отношения к себе.

ch4

Потребность в принадлежности

 

Ребенку необходимо ощущать себя частью своей семьи и рода.
Ребенок стремиться узнать свою историю и понять родственные связи.
Понимание своей принадлежности дает чувство уверенности и ощущение надежности этого мира.
Дети очень привязаны к своему месту проживания, двору, детскому саду, игрушкам – всему тому, что делает их жизнь стабильной.

 

ch3

Потребность в  принятии

 

Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Безусловное принятие создает пространство отношений матери и ребенка, в котором у них появляется возможность со-настройки – возможности сообщать о своих потребностях (со стороны ребенка) и удовлетворять их (со стороны матери).
У маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне - он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.
Безусловное принятие ребенка является залогом его будущей адекватной самооценки, способности адаптироваться в коллективе, познавать новое.

 

ch5

Потребность в безопасности

 

Ребенок нуждается в защите от боли, гнева, страха, опасности.
Удовлетворенная потребность в безопасности формирует доверие ребенка к миру и другому человеку.
Правила – они устанавливают границы дозволенного, задают жизненные ориентиры, делают понятным мир и отношения ребенка в нем, помогают адаптироваться и чувствовать себя в безопасности.

 

Удовлетворение базовых потребностей дарит ощущение стабильности и эмоционального комфорта,
что в свою очередь позволяет ребенку начать решать психологические задачи следующего возрастного этапа

У ребенка развивается способность к осваиванию нового материала, хорошо протекает адаптация к новым условиям, он адекватно отстаивает свои границы. Проявляется творческая активность, равномерно развиваются познавательные процессы. Он безболезненно следует правилам и не теряет уважение к себе и другим. Заводит друзей, находит увлечения. Мы наблюдаем гармоничное развитие личности ребенка.

Чтобы расти и развиваться ребенку нужен взрослый

teenagers

Психологические задачи подросткового возраста

Отделиться от родителей, почувствовать свою автономность, а значит приобрести способность опираться только на себя и нести ответственность за свои действия.
Обрести свою идентичность, понять, кто ты, какими качествами обладаешь, к чему у тебя способности, в какую сторону ты хочешь развиваться.
Разобраться в отношениях, как мужчины и женщины общаются между собой, осознать свой собственный способ. Что такое любовь и как строить отношения.

teens

Как поощрить самостоятельность

 

Позвольте детям делать выбор.
Показывайте уважение к усилиям ребенка.
Не задавайте слишком много вопросов.
Не спешите отвечать на вопросы и делать за ребенка то, что он может сам.
Предложите ребенку искать источники информации самостоятельно и потом обсуждайте.
Не лишайте ребенка надежды на благополучный исход.

 


Полезная литература

  • А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, что бы дети слушали, и как слушать, что бы дети говорили». «Как говорить с детьми, чтобы они учились».
  • Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» «Продолжаем общаться с ребенком. Так?».
  • С. Ройз «Волшебная палочка для родителей»
  • С. Бидалфф «Воспитывать мальчишек. Как?»
  • Ф. Дольто «На стороне ребенка». «На стороне подростка»